Для чего проводятся учебные эвакуации?

Не каждый гражданин понимает, для чего в системе МЧС регулярно проводятся пожарно-тактические занятия и учения. Почему спасатели регулярно создают условные ситуации по ликвидации происшествий на социально значимых объектах: школах, театрах, в больницах. В рамках Года культуры безопасности в системе МЧС, мы бы хотели рассказать об этом. Для чего? Почему? И с какой целью пожарные и спасатели проводят учения.

Составной частью процесса обучения личного состава, направленного на практическое повышение его профессиональных знаний, формирование необходимых умений управления силами и средствами на пожаре, совершенствование навыков ведения боевых действий, и является проведение пожарно-тактических занятий или учений.

Во время практической отработки практической части пожарно-тактических занятий проводится обучение личного состава подразделений способам и приёмам тушения возможных пожаров на различных объектах в разнообразной обстановке.

Пожарно-тактическое занятие призвано решать следующие задачи: подготовить отделения и караулы к ведению боевых действий на пожарах, авариях и стихийных бедствиях; выработать у личного состава самообладание, выдержку и психологическую устойчивость к работе в экстремальных условиях, навыки тактического мышления; подготовить подразделения и гарнизоны пожарной охраны к ведению умелых и слаженных действий в условиях сложной оперативной обстановки и гражданской обороны днём и ночью во взаимодействии с другими службами и ведомствами; совершенствовать навыки у начсостава в организации обучения и воспитания подчинённых; изучать передовой опыт и внедрять его в организацию и проведение подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны; совершенствовать пожарно-тактические знания и практические навыки начсостава по управлению силами и средствами на пожаре; изучать оперативно-тактические особенности взрывопожароопасных и особо важных объектов в районе выезда части.

«Пожарно-тактические занятия организуют и проводят с учётом особенностей современного процесса тушения пожаров и характера боевых задач, которые приходится выполнять при этом. Прибыв на объект, руководитель дает его общую характеристику, знакомит личный состав с планировкой, противопожарным водоснабжением, назначением зданий и сооружений, пожароопасностью технологического процесса и другими элементами оперативно-тактической характеристики. Особое внимание при этом обращается на наличие людей (животных), состояние путей эвакуации и т. п. Это необходимо и для того, чтобы обучаемые в ходе решения задачи могли свободно ориентироваться в обстановке, прогнозировать возможные варианты ее развития, принимать решения и осмысленно выполнять боевые действия по тушению. То есть, если на объекте в будущем случится пожар, то огнеборцы уже будут знакомы с его планировкой, особенностями, проблемными моментами. Это позволит значительно сократить время реагирования и ускорит организацию проведения неотложных работ по тушению пожара и спасению людей».

Имитация обстановки пожара производится лично руководителем занятия или с помощью специально проинструктированного лица. Имитация должна быть более полной, так как именно это позволяет приблизить темп действий личного состава на занятии к темпу боевых действий на реальных пожарах. Отработка действий личного состава в ходе решения поставленных задач производится в порядке, определенном пожарно-тактическим замыслом руководителя, в последовательности, как и при ликвидации реального пожара. Приближение учебной обстановки к реальной — основная задача любого тактического занятия.

Занятие считается достигшим цели, если тактический замысел руководителя выполнен полностью.


1РОНПР Управления по ЮАО
Главного управления МЧС России по г. Москве